Аргументы диалектики|ЯБоги

Философия социализма

ЯБоги

Опубликовано: 13.11.20

религия, идеализм, материализм

 

 

«В наше время ставить вопрос о «первичности» — демонстрировать свое невежество в области естественных наук», — так написала одна дамочка в марксистской рассылке. И можно было бы не комментировать, фраза говорит за себя, но уж очень она характерна. Оставим дамочку анонимной, в конце концов она не самый страшный ЯБог в современном мире ЯБожества, но отметим это характерное интеллигентское заигрывание с якобы наукой и якобы объективностью.

Попросите любого такого интеллигента и даже марксиста сформулировать основной вопрос философии и его долго будет козявить и корежить, как будто ты его заставляешь что-то ужасное сказать. И в случае с нашей дамочкой только моя нудная настойчивость заставила ее сказать нечто определённое, то есть определённое настолько, чтобы больше не считать нашу героиню марксисткой, хотя она и написала пару сомнительных книжек по теме.

Энгельс ставит проблему предельно ясно:

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию.

<...>

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, — а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

(Сочинения, Т.21, С.282 — 283).

И вот эта предельная ясность оказывается есть демонстрация невежества в области естественных наук.

Энгельс говорит, что всякое отличное от материализма отношение к основному вопросу философии есть признание «сотворения мира», то есть Бога. Но наши борцы с основным вопросом одновременно демонстрируют крайнюю позицию по отношению к верующим и церкви. Они более нас атеисты. Они рисуют карикатуры, они борются со строительством церквей, они воюют против передачи православной церкви Исакиевского собора, они танцуют в храме в пошлых одеждах — бесятся.

Ещё один участник рассылки — воинствующий антимарксист — сначала признал двоякую формулу нашей дамочки, а затем писал нечто воинствующее против христианства.

Но это не атеизм. Это война не против веры, а против конкурирующих религий. На место традиционных богов эти прости господи мыслители поставили самих себя. Они ЯБоги. Они требуют почитания себя любимых и своих теорий, не признавая вокруг себя ничего иного. Там, где субъективизм, однозначно нет места не только для церкви, но и для материализма. Таков печальный итог борьбы интеллигенции. Они боролись за себя и за свое право нести любую чушь, а пришли к той форме последовательного субъективизма, при которой не остается ровным счетом ничего кроме Я, последовательно уменьшающегося до умалишённого я.

Отсюда так много коммунистических партий, в которых образованная публика творит кумиров из себя или поклоняется вот таким ЯБожествам.

Иногда это клинический вопрос, просто больные умники. Но чаще классовый. Поклоняясь своему неповторимому уму, интеллигенция под лозунгами марксизма и коммунизма соткала мелкобуржуазную идеологию.

Конечно, не вся. Но происходящее симптоматичино.

Э.Нигмати

Поделитесь с друзьями

Комментарии ()






    Темы

    Реклама

    Лекции

    Философия для чайников

    Исследования

    Диалектика социализма

    Дополнительно