Пространство и время оказались довольно сложными категориями, но не потому что их запутал Иммануил Кант, сделав их достаточно субъективным явлением, не потому, что их еще больше запутал Эйнштейн, создав понятия континуума и относительности, а потому что школьная математика и физика привносят в наше сознание некое абсолютное представление, которое никак не объясняется на общем уровне. Это представление по большей мере связано с теорией относительности Галилея-Ньютона и не обобщается ни в советской школе, ни в школе современной.

Есть видео

Придется этот клубок распутать.

Первоначальное представление о пространстве и времени было конечно же давно. Еще с момента создания евклидовой геометрии. То есть этим активно занималась античная философия. Но то представление, которое сейчас есть в нашей голове, изрядно путается из-за теории относительности Галилея и Ньютона. В их представлении есть некое пространство. Представьте себе такой черный пустой куб. И в этом пространстве относительно него двигаются и существуют какие-то тела. Причем двигаются и осуществляют взаимодействие в таком же абсолютном времени. Для понимания представьте себе прямую линию из прошлого в будущее. Это и будет абсолютное время.

То есть существует абсолютное пространство и абсолютное время, относительно которых нечто вокруг нас происходит. Такое было представление в классической физике и геометрии, и оно дошло в конце концов и до Канта. И Кант внес добавочную путаницу. Он разъяснил этот абсолют. Смотрите, абсолютное пространство, абсолютное время, то есть почти бог. Это позволило Канту объявить их категориями a priori, то есть существующими до всякого опыта. Это значит, что они существуют только в нашей голове.

Доказательства Канта таковы. Мы легко можем представить пространство без каких-либо тел в нем, и мы легко можем представить время, которое движется оттуда и сюда без каких-либо совершаемых процессов. Соответственно это только наши представления, это наша субъективная реальность, в которую мы помещаем некие предметы и явления. А есть ли у этих предметов и явлений собственное пространство и время нам не известно. Это существует вне нашего сознания, потому что они существуют как вещи в себе. Мы ощущаем только явления, которые осуществляются в пространстве и времени.

Это прямое следствие из теории относительности Галилея.

Понятно, что в то время наука была слабо информирована о структуре материи. И представления относительности Галилея продолжали развиваться через Гегеля, через Маркса, через Энгельса. Энгельс внес дополнительную сложность для марксистов, оспорив в “Диалектике природы” существование четырехмерного пространства и других измерений.
Но Энгельс вносит важное уточнение. Пространство и время это не категории a priori, а это свойства самой материи.

А раз это так, то следующий шаг достаточно простой. Если мы опираемся на Энгельса, мы понимаем, что материализм должен претерпеть революционные изменения, если революционные изменения происходят в естествознании. И такие изменения начинаются в XX веке вместе с работами Планка, Эйнштейна, Бора, то есть вместе с появлением теории относительности и квантовой механики.

Эйнштейн убирает черный пустой ящик пространства, который представляла теория относительности Галилея. Относительность тел и событий к пространству и времени вместе с этим исчезает. И при этом указывает, что пространство-время свойство материи. Материальные объекты движутся и имеют пространственные характеристики, но это зависит от определенной точки отсчета. То есть все относительно не по отношению к пустому черному кубу, а по отношению к точке отсчета. Так как эта точка сама всегда движется, то это инерционная точка отсчета.

И поэтому нет никакой особой загадки современной физики. Наверное она еще и еще раз претерпит какие-то изменения. Поэтому нам материалистам достаточно знать, что пространство и время — это не свойства нашего разума, не категории a priori, а свойства самой материи.

И тут я припоминаю диалог с одним догматически нагруженным сторонником марксизма. То есть не диалектиком ни разу…

Я ему говорю: «Пространство и время свойства материи». Он говорит: «Да, это свойства материи». Я: «Поэтому пространство и время могут выглядеть как-то иначе в зависимости от того, какова материя». «Нет, – говорит он, – ты придаешь материальность самому пространству и времени». И вот мы так крутились, крутились, потому что человеку хотелось опровергнуть Эйнштейна и доказать существование эфира, следуя за реанимацией теории светоносного эфира некоторыми нашими недомарксистами.
Начинают возмущаться: “Как это искривленное пространство?” Ну да это не пространство искривлено, а нечто в нем. Только мы пока не знаем, что это такое. И это не эфир как вещество, то есть не как его представляли физики в начале XX века. Не вещество заполняет пространство и придает ему свойства, а нечто иное. Возможно квантовое поле. Но я не буду забегать в физику… Подобные споры снимаются простым утверждением, что пространство и время есть свойство материи. Какова материя, таковы пространство и время.

И да, вероятно они взаимосвязаны между собой и являются континуумом.

Э.Нигмати

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *