Философия есть форма мировоззрения. А вы точно уверены, что знаете что такое мировоззрение? Немножко подсказывает само слово — взгляды на мир. А откуда они берутся, зачем нужны, и почему в разных формах, в разные эпохи их охотно продают, покупают и меняют.

Например, вы идете в магазин и покупаете то-о-о-лстую книгу Канта. Потом пытаетесь ее прочесть, ругаетесь, кладете на полку, но кое-что в мозгах осталось, и это кое-что стало частью вашего мировоззрения. Хотя да, еще раньше вы должны научиться читать. Бесплатным ли был этот процесс? Может быть бесплатным для вас, но далеко не для общества и ваших родителей.

Другой вариант. Вы идете в церковь, мечеть, синагогу… Весь список перечислять долго, назвал, что поблизости. И там вам тоже нечто внушают. И вы, если верите — добровольно жертвуете, а если не верите, то и не жертвуете, но в этом последнем случае вы и не берете ничего из стен сакрального дома.

Наконец, вас что-то по жизни серьезно прихватило — может быть болезнь, может быть скука, может быть работу потеряли или любимого человека. И вы идете к колдуну, ведьме, знахарю, гуру, тренеру, коучу… И тоже выкладываете некоторую сумму, чтобы вам вправили кости, мозги или настроение. И в вашем сознании появляется еще одна форма взглядов на мир. Мракобесие, конечно, но оно до сих пор с нами. Никуда не делось. Грибы, бубны, шаманы, счастливые билеты, особые знания или умения, которые помогают стать богатым, привлекательным, любимым хотя бы внутри лба, которым долбились об стену.

Не смейтесь. Отдельному человеку вряд ли суждено быть полностью рациональным. Но некоторые соблазны для искривления ума отпадут сами собой, если перестанут продаваться. Таким образом, наше мировоззрение во всех его формах создает общество. И, конечно, общество — это не чья-то прихоть, не набор писанных человеком правил и законов, а система взаимосвязей, развитие которой обусловлено производством человеческой жизни и средств для жизни.

Сейчас, если заглянуть в учебники или в лекции по философии в каком-нибудь университете, можно увидеть, что отдельного человека буквально навязывают студентам. Появилось выражение объективированное — т. е. общественное, субъективированное, т. е. личное мировоззрение. Но это иллюзия. Всякое личное мировоззрение действительно немного теоретическое, немного религиозное и немного мифологическое, и размер этого немного зависит далеко не от субъективированного, т. е. личного выбора, а от того, с кем данная личность взаимодействовала в течение жизни, проще — от классовой принадлежности, исторической эпохи, образования, языка, места, событий и потрясений.

Здесь возник вопрос о свободе. Но позвольте я отнесу его решение к тому разделу, когда у нас будут более основательные аргументы для рассуждения о ней.

Итак, всякое личное мировоззрение является сочетанием различных форм общественного в данном человеке. И это все, что можно сказать о нем. В конце концов, проблема отдельного человека — это вопрос психологии, да и то, поставленный в наше время очень сомнительным образом.

Значит нужно говорить о мировоззрении лишь в социальном контексте. А оно, как уже стало понятно, имеет три исторические формы: мифологическую, религиозную и теоретическую.

Мифологическое мировоззрение — наиболее древнее. Иногда его принимают за религиозное, так как люди с таким взглядом на мир, как и верующие следуют обрядам, молятся духам, поминают умерших и т. д. Но существенная разница заключается в том, что миф выстраивается на основании случайной статистики, т. е. совпадений. Большая часть мифологических взглядов построена на логической ошибке: «Post hoc, ergo propter hoc», — после, следовательно по причине. Станцевал шаман с бубном — пошел дождь, солнце садилось красное — утром будет ветер, повстречали сумасшедшую женщину — не удастся охота. Как видим, кое-что здесь случайно правильно, но причины ищутся не в сущности событий, а в действии сверхсил и духов.

Духи, сверхсущества, боги существуют рядом, они — животные, растения, камни, предки или просто невидимые — прячутся. Мифический мир действует, активно вмешивается, помогает или мешает, никогда не откладывает наказание и вознаграждение на потом, на другую жизнь или на момент ухода в другой мир.
Естественно, мифологическое мировоззрение существует и теперь, не только у племен, где-нибудь в Центральной Африке, но и в самом сердце буржуазной цивилизации — в Европе, Америке и России. Иногда оно пустячок вроде пятачка в ботинке перед экзаменом или не побритого лица перед ответственным мероприятием. Иногда большое и опасное учение — вроде антипрививочников, сторонников теории заговора, веганов и т.п.

То есть мифологический взгляд определяет мир цельным и единственным, не раздваивает его на посю- и потусторонний. Как только происходит это раздвоение, появляется религия, а вместе с ней религиозное мировоззрение.

Перенося богов в потусторонний мир, религия делает очень важный шаг в развитии человечества, она освобождает разум от необходимости соотноситься с ложными совпадениями, открывает дорогу философии и естествознанию. Это движение, конечно, совершается не быстро и не беспрепятственно, но шаман и знахарь утрачивают авторитет в повседневной практической жизни. Священник берет на себя только душу, он борется лишь за ее посмертное будущее, но освобождает мысли.

Я немножко передернул здесь с первопричинами. Т.е. сначала появляется нужда в рациональной деятельности, а это значит, что оседая на земле, разводя и выпасая стада человек уже больше исключает случайности, чем в эпоху охоты и собирательства. Он селекционирует, поливает, тем или иным способом улучшает почву, производит орудия труда, и, наконец, начинает нуждаться в межевании и торговых расчетах, что требует математики, а не шаманства. И люди умеющие считать, заниматься селекцией, конструировать в большой степени освобождаются от случайных примет, в их действиях появляется опыт и логика. И поэтому бог прячется на небеса.

При определенных условиях, а именно в центрах экономического развития теоретическое мировоззрение начинает развиваться почти вслед за религиозным, переплетаясь с ним. Первоначально оно проявляется в форме философии и прикладной математики. И только при появлении ростков капиталистических отношений, когда производственные нужды начинают требовать такой же широко развитой организации умственного труда из философии выделяются отдельные большие отрасли знаний, превращаясь в науку. Это общий процесс разделения труда заставляет отдельных людей, а потом и целые организации специализироваться на узких вопросах познания и подготовки новых специалистов — инженеров и ученых.

Именно развитие естествознания и технологических наук укрепляет отделение теоретического мировоззрения от религиозного, фактически противопоставляет их. Одновременно, усложнение общественных отношений требует исследования самого общества. Возникают гуманитарные науки.

И именно в таком виде мы мы имеем современное мировоззрение, где активно пересекаются миф, религия и теория, отражая многослойность укладов и кризис общественных отношений, т. е. эпоху революционного перехода к бесклассовому обществу.

Э.Нигмати

Поделитесь!
2 комментария для “Мракобесие, богословие и наука в одном флаконе”
  1. “Философия есть форма мировоззрения.” – Какая форма?

    “А вы точно уверены, что знаете что такое мировоззрение?”

    Я даже не уверен, что автор статьи знает, что такое мировоззрение, он лишь выразил свою точку зрения. Он описал внешние факторы формирования мировоззрения, но есть и внутренние, биопсихические, а они не менее значимы. Типология мировоззрений взяты автором с потолка. Многие учёные верят в Бога, какое у них мировоззрение?
    Какое такое “теоретическое мировоззрение”?

    В общем это философский дилетантизм, но ничего необычного в этом нет, почти вся философия из такого качества состоит.
    ————————————————————
    По диалектике Гегеля вот тут самая лучшая критика: http://philosophystorm.org/zloi-genii-subektivnye-zametki-o-filosofii-gegelya-chast-3

    1. Мне особенно нравится наличие биопсихических факторов мировоззрения.

      Этим сразу проводится черта. Комментатор за пределами марксизма. Только и всего…

      На всякий случай речь совсем не о диалектике Гегеля. Скорее о ее критике с позиции диалектического материализма. Можно спорить, можно нет. Будут разные парадигмы, как выражается буржуазная философия. Или как выражаемся мы – разные классовые подходы. Чистенькая буржуазия и ее мелкие слуги любят про дилетантизм, но на самом деле сами завязли двумя веками назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *