Аргументы диалектики|Материализм

Философия социализма

Материализм

Философия для чайников. Первая тема

Опубликовано: 18.07.20

материализм, идеализм, философия, философия для чайников

 

 

материяЯ постараюсь выкладывать тексты последовательно, соблюдая логику изложения философии. Но в первых двух статьях сознательно забежим вперед.

Современный читатель знаком с базовыми терминами философии со школы. И я был бы удивлен, встретив человека, который никогда не слышал слов материализм, идеализм, диалектика и т.п. Поэтому не вижу большой проблемы, если мы в начале поговорим от том, что должно быть в середине. В данном случае мне такой ход представляется необходимым. Мы знакомимся, и я с порога поясняю, что являюсь материалистом и диалектиком. Нужно ли говорить, что с этого момента и сторонники, и сомневающиеся, и противники, и хейтеры знают о чем говорить, как спорить, чем меня можно задеть, как поощрить. Т.е. разговор сразу приобретет нужную степень остроты, и каждый будет готов получить свое удовольствие. И, конечно, философия найдет нужный ключ к сознанию, потому что лучшее познание — это познание с удовольствием.

Поехали.

Материалисты исходят из того, что мир, который нас окружает существует вне и независимо от сознания. Пока воздержусь от определения понятия материи, хотя почти дал его в предыдущем предложении. Материя существует во множестве форм. Одни из них — вещество, поле, квантовые частицы (частица и волна) — известны науке, другие формы могут быть найдены и изучены. Главным тут будет то, что все они существуют независимо от наших мыслей, сами по себе, задолго до нас. Материалисты в этом вопросе прямолинейны. Им нет нужды придумывать загадки прятаться за красноречивым многословием.

Материализм прост, потому что его можно приравнять к тому, что принято называть здравым смыслом. Он не требует особой терминологии, многословия и литературщины. Основы материалистической философии можно было бы выразить в одном коротком эссе, т. е. на десятке страниц 14 кеглем, почти не прибегая к латинизмам, формулам и логическим фигурам. Однако есть но. И если бы только одно но…

Мы пока живем в обществе, где материальные возможности людей неоднородны, и, следовательно неоднородны возможности для их личного развития.

Люди, которые занимают доминирующее положение, т. е. правящий класс, заинтересованы в том, чтобы подчиненные им люди не обладали широкой и правдивой информацией. И если бы не нужды производства, большинство людей оставались бы без образования, встречали бы непреодолимые препятствия для образования.

Отношения между людьми, в том числе отношения господства и подчинения, строятся на материальной почве, но материей не являются. Этот факт создает много иллюзий и трудностей, в том числе очень важный вопрос о взаимосвязи идеального, т. е. сознания и человеческих отношений, с остальным миром. Может быть данный разрыв не создал бы много проблем для нашего понимания действительности, но уже очень давно производственные нужды привели к разделению труда, к тому, что часть людей выполняют специфическую умственную работу, а другая часть ограничена в применении ума в своей преимущественно физической работе. Эти последние имеют все условия, чтобы быть материалистами, но взгляды на жизнь воспроизводит верхушка, занятая умственным трудом. А вот у нее, у этой верхушки, у так называемых элит всегда есть шанс для самообмана. Но если бы только он. Часто элиты воспроизводят именно такие взгляды на жизнь, которые выгодны сильным мира сего и просто хорошо оплачиваются.

Наконец, мы смертны, и человек существо, осознающее свою смертность, и не всегда готовое смириться с такой неизбежностью.

Я перечислил немногое, но важное из того, что создает предубеждения, требует утешения, порождает иллюзии и мечты об абсолютной свободе. А абсолютную свободу каждый из нас может получить только за пределами здравого смысла, там где царствует наша душа, т. е. в мире идей. Так возник идеализм, учение, которое сопровождает человечество до сегодняшнего дня. Материализм вынужден бороться с иллюзиями, как и всякое знание, которое дает человеку возможность выживать и развиваться, добиваться реальной, пусть и ограниченной свободы, той свободы, которая основана на умении и познании.

Борьба с заблуждениями, т. е. с идеализмом, как в его прямолинейных, так и в искусно завуалированных формах, расширяет наше эссе о материализме из маленького текста в многотомное и занимательное исследование, соприкоснуться с которым приглашаю своих читателей.

Э.Нигмати

Содержание

Поделитесь с друзьями

Комментарии ()

  1. Константин 19 июля 2020, 20:23 #
    Обращение к здравому смыслу всегда в принципе реакционно, так как любые революционные идеи не вмещаются в прокрустово ложе «здравого смысла», а возникают вопреки ему. В отношении передовой философии, какой является диалектический материализм, ссылка на здравый смысл некорректна, хотя и имеет под собой некую материальную основу. Я думаю всё-же, необходимо избегать двусмысленных понятий, таких как здравый смысл, дабы не давать в руки противников марксисткой философии материал для спекуляций.
    1. Эдуард Нигмати 19 июля 2020, 21:25(Комментарий был изменён) #
      Я обещал в частном разговоре цитату из Ленина. Вот она.

      «Вопрос о мире до человека, — говорит автор, — поставленный по-петцольдтовски, приводит нас, пожалуй, «опять к вещам-в-себе так называемого здравого смысла?» (т. е. к материализму! Вот ужас-то в самом деле!)».
      Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС — Т.18, С.78.

      Т.е. давай не будем на основании попыток буржуазии скрыться за «здравым смыслом» отрицать главное значение этого слова — материализм. Я специально выделил полужирным эту сцепку.

      «Здравый смысл» буржуазии как правило таков, что его здравость при точном анализе отрицается. И в этом существо вопроса.





    Темы

    Реклама

    Лекции

    Философия для чайников

    Исследования

    Диалектика социализма

    Дополнительно